Главная » Статьи » Литература » Плотников Виталий |
Певец русской природы(4)
(Михаил Михайлович Пришвин) "Будучи по природе своей живописцем, а еще точнее, музыкантом, но не владея ни кистью, ни нотами, я вынужден был прибегнуть к силе иного искусства - Слова..." (Михаил Пришвин) СОГРА Заболоченный лес из одних корявых елок называется согрой, и Согра – название села на Пинеге, где устроился горьковский сельсовет. В эту самую Согру звонил по телефону секретарь райкома из Верхней Тоймы к председателю сельсовета, чтобы он непременно достал нам для путешествия в Чащу карбас, примус, а также свинины и масла. Благодаря этому распоряжению, мы еще не приехали и в Кергу, а карбас за нами сюда уже пригнали. От Керги до Согры по быстрому весеннему течению мы доехали в какой-нибудь час, и разлив реки позволил пристать нам к самому дому сельсовета. За день или за два до нас сюда из Архангельска пришел первый весенний пароход. Давно уже встреча парохода была одним из главных весенних праздников в Согре, население в этот день рядилось в свои самые лучшие старинные костюмы. Теперь женщины на Пинеге, соблазненные еще модными здесь короткими юбками, стыдятся своих старинных нарядов, и замечательные, шитые серебром, украшенные жемчугом повязки, разноцветные домотканые сарафаны лежат в сундуках. С пароходом приехал редкий гость – председатель Верхнетоймского РИКа Савин. Мы удостоились встречи начальника края, равного по величине европейскому государству, с начальником был и председатель сельсовета – молодой человек, и такой прямой, что казалось, в нем был проложен, как в чучелах, металлический прут. – Доставалов! – рекомендовался он нам. Такие удивительные бывают совпадения с именами, не знаешь
даже, чем это объясняется и как люди веками живут иногда с именем, которое
вслух нельзя сказать в обществе и невозможно напечатать. – Счастливая ваша фамилия,– сказал я,– вот уж вам-то не надо
менять. – Менять незачем, – ответил Доставалов.– Вот у нас Собачкин
вздумал переменить фамилию на Малинина, и что вышло: в бумагах Малинин, а люди
все по-прежнему зовут Собачкиным, и от Собачкина ему никуда не уйти. – Ну, как не уйти,– сказал предрика,– уедет куда-нибудь... – Куда же ему с такой семьей подняться, никуда от Собачкиных
ему не уйти. И так наконец-то из слов Доставалова понял я впервые, почему
в старину люди веками из столетия в столетие передавали друг другу похабную
фамилию: значит, крепко сидели тогда на местах. Зайдя в сельсовет, мы рассказали предрику о своем намерении
найти где-нибудь лес, вовсе никогда не видавший топора человека, и что нам
давно уже в пути разные люди говорят о Чаще. – Нам, живущим в центре,– сказали мы,– и не имеющим
соприкосновений с лесопромышленностью, кажется до крайности странным, что,
заехав в места, где только что пила начала завоевывать себе права гражданства
наравне с топором, где колесо впервые пробивает себе путь, мы все еще должны
куда-то очень далеко ехать, плыть, идти, чтобы найти нетронутым лес. Неужели
нельзя найти где-нибудь поближе? Мы бы взглянули и продолжали спокойно плыть
вниз по Пинеге на карбасе до Архангельска. – Как можно найти близко нетронутый лес,– сказал председатель,–
если прошлый год шестьсот кубометров заготовлено было в семидесяти восьми
лесобазах, а нынче ту же самую заготовку придется делать уже в девяноста
лесобазах? Местами придется пользоваться уже третьей выборочной рубкой. За
лесом же специального назначения специалисты, бонитеры, охотятся, как за редким
зверем. Хоть реви! – А Чаща? – спросили мы. – Да вот Чаща! – воскликнул он.– Добраться бы до Чащи,
провести бы узкоколейку от Пинеги, чтобы хватило лет на десять: вот это мечта! И мы начали мечтать, каждый по-своему: он – о круглом лесе,
я – о Берендеевой чаще. Вдруг предрика понял меня и стал рассказывать, какие он
чудеса видел на Пинеге, по пути в Согру. Глухари сидели на лиственницах.
Охотник с парохода стрелял, и они падали на палубу. А то белка собиралась реку
переплыть, но, увидав пароход, дальше бежала по берегу, пытаясь переплыть, и
опять пароход, и опять ей приходилось бежать... Нам отвели помещение в ОРСе рядом со столовой – и довольно сносную комнату. К счастью нашему, были потеряны вьюшки от печки, нигде тут близко достать их было нельзя, комната прозимовала без людей, и все в ней повымерзло. Теперь же, весной, комнату и без вьюшек легко было поднагреть. Рядом с нашей комнатой была столовая, но как раз к нашему приезду вышли какие-то неполадки в администрации, столовая временно закрылась по недостатку продовольствия, и заведующей столовой временно была назначена пятнадцатилетняя девочка Нюра. – А вашу свинину,– встретила нас Нюра,– увезли. – Как – увезли? – сказали мы.– Разве не предупреждали ОРС о
нашем приезде? – Все ждали,– ответила Нюра,– Антипьевна даже из Писания
сказала: в последние времена приедет человек неведомый Писатель и будет все
списывать, и не останется на земле ничего несчитанным, неизмеренным и
несписанным. – А писатель этот,– сказал я,– не от антихриста? – Вот-вот,– воскликнула Нюра.– Писатель приедет от какого-то
антихриста. Как же, мы все ждали с нетерпением, а вот все-таки свинину кто-то
увез, и теперь у нас нет ничего. И вот будь бы в лесу: крупа у нас есть, убил бы рябчика, и
сварили кулешок, рыбки поймали бы – уха. А здесь выхватил кто-то из-под рук
свинину, поди, разбирайся! Посылаем за Доставаловым, он приводит предрика.
Стоим на крыльце и думаем. Доставалов говорит, что в ОРСе есть поросята, можно
зарезать, но нет председателя, а если предрик даст письменное разрешение...
Предрика задумался: надо принять гостей из центра, но это вопрос, может ли он
разрешить резать поросенка без разрешения председателя ОРСа. Деревенские дети
подошли к нам. – Крепыши какие! – в задумчивости, решая трудный вопрос о
свинье, сказал, глядя на детей, предрика. А какие уж тут крепыши могут успеть вырасти, когда люди
только бросают охоту и собираются сесть на свой хлеб. Детишки, однако, были
веселенькие, пришли из кино и рассказали нам совершенно в том же тоне, как
говорят о первобытном человеке или о каком-нибудь мастодонте, что они видели на
экране буржуя. – Это вы в кино видели,– сказали мы,– а разве не помните вы
буржуев в вашем селе? – Это было до нас,– сказали ребята. Так жизнь показывала нам свои перемены. Но Доставалов
вполголоса сухо сказал: – Остатки классово чуждых элементов до конца еще не
ликвидированы... От этих последних слов предрика вдруг вышел из состояния
задумчивости, выдрал листик из записной книжки, написав, передал Доставалову,
кратко промолвив: – Режьте свинью! Нас решили принять по-настоящему. Комната наша наполнилась
женщинами: пришла к нам Нюра, пришла уборщица Лиза со своей девочкой, еще
пришла для курьерских дел Маша: она по-пытается нам достать яиц, но самое
главное было, что из ОРСа пришла комсомолка, продавщица Катя, она как будто
даже может нам сделать котлеты из поросятины. – Сделаю, сделаю! – щебетала она, как канарейка.– Чего
другого, а лаврового листа у нас в ОРСе найдется. – Кажется,– нерешительно сказали мы,– лавровый лист идет для
ухи? – И для котлет,– щебетала канарейка,– лавровый лист везде
хорошо. Вскоре все дружно принялись за работу, все симпатичные, и в
этих добрых руках нам стало как дома, надо ж и отдохнуть! Лиза топила нам
печку, женщина умная, сдержанная, дочка ей помогала. – Хорошо вам с дочкой-то,– сказали мы. – Ясно! – ответила Лиза. – Вот и поленце подаст, и повеселит. – Определенно! Лиза нам рассказала, что раньше женщины у них занимались
только домашним хозяйством, работали только мужчины, а теперь женщины работают
больше мужчин. – Зато,– сказал я сочувственно,– женщина теперь не раба, она
независима, захочет – и уйдет во всякое время из дома от мужа. – Ясно,– ответила она,– захочет – и уйдет, да только ведь и
он тоже захочет и уйдет. Определенно! Лиза до крайности удивилась нашим словам, когда мы
рассказали ей про Антипьевну и пророчество ее о писателе, слуге антихриста. – У нас теперь это все разъяснено,– сказала Лиза,– и сама
Антипьевна ни во что это не верит и говорит разве только, как сказку. Ведь
церковь же у нас решили. И вера кончилась. – Деревянную церковь закрыли и вера кончилась? – Ясно! Церковь закрыли, молиться перестали, и вера кончилась. Определенно! Как раз в это время ворвалась разгневанная Маша и, показав
нам яйца немного более голубиных, с возмущением говорила, что Антипьевна хочет
взять по рублю за яйцо. Мы успели за длинный день устроиться, согреться, пообедать,
отдохнуть, и оставалось еще довольно времени сходить с начальством на поля,
посмотреть на работу отличного колхоза «Краснознаменец». Конечно, эту работу на
полях и самые поля надо было здесь понимать иначе, чем в наших земледельческих
условиях. Здесь женщины, освобожденные от домашней работы, охотничьего быта,
бросились на работу и, откажись лошади, зубами бы выгрызли свой трудодень. И
самая земля, только недавно вышедшая из-под леса, была необыкновенная, весенняя
вода там и тут наполнила ложбинки, земля была покрыта везде маленькими
озерками, и на каждом озерке плавали дикие уточки, и на берегах их дрались
разноцветные турухтаны со своими необыкновенными воротниками. Утки, даже
кряквы, не очень боялись нас и, взлетев, пересаживались на ближайшую лужу. Наша
любительская охота теряла тут всякий смысл. И стало только чуть-чуть неловко,
что при такой легкости добыть себе мясо ружьем мы допустили начальство загубить
для нас поросенка. УСТЬ-ИЛЕША Пусто и ненужно было бы мое путешествие, если бы я, пользуясь внешним раздражением, стал бы сочинять, вроде как в старину сочинял свои путешествия в свое время очень известный писатель, прозванный Вранченком. Я позволяю себе не больше, чем любители цветов позволяют себе в лесу или на лугу: выбрать цветок, сорвать и унести. Известно, что дома цветок, выбранный из своей среды, дает понимание, какого нет там, на месте. Но опять-таки, это не я сделал, а уж так сделано, что цветок, принесенный домой, говорит по-другому. Как ни трудно выбрать цветок и догадаться, но все-таки это не я, а сам цветок говорит и один за себя, и с другими в букете. Даже о каждом имени описываемого мною человека я думаю прежде всего, нельзя ли это имя оставить, как оно есть. В большинстве случаев имена я сохраняю, хотя бы вот Доставалов: такой он и есть председатель сельсовета в Согре. И вот тоже хочется мне сохранить имя проводника моего в Чащу, Осипа Александровича Романова. Привел его ко мне Доставалов, считая своим долгом выбрать для меня человека, а не предоставить выбор мне самому: мало ли кого я выберу, а ведь в случае несчастья станут упрекать его, Доставалова. Впрочем, выбор сам собой определялся: у Романова
путики были возле самой Чащи, и он здесь единственный мог быть проводником по
Чаще. Первое наше впечатление от Осипа было, что это нам Дерсу привели: не то
скажу, чтобы лицо у него было монгольское и не вовне это было, а изнутри:
что-то чисто лесное и охотничье и до последней крайности сторожкое к другому
человеку, деликатное. Он совсем не может оспаривать, но если надо сказать
по-своему, он говорит: «Конечно, вы лучше меня знаете, но вот я бы...» И вдруг все переменилось на некоторое время. Спрошенный о
вознаграждении, Дерсу вдруг заломил... Он ссылался явно неверно на колхозный
трудодень, хотя сам еще не был в колхозе, на свой заработок по изготовлению
стружков для колхоза, хотя такого заработка быть не могло. До того было
неприятно слышать, удивляться, как только мог у такого человека язык
повертываться... Мы спорить не стали. Но и вообще разговор прекратили и решение о поездке с Романовым отложили до следующего дня, сказали просто и коротко: «Хорошо, подумаем». Но он перемену в нас, конечно, сразу же понял и вышел заметно смущенным. Ночью, проснувшись, я стал обдумывать встречу с Романовым, стараясь понять, почему он вдруг так неожиданно распался на двух противоположных людей – на Дерсу и рвача. Неожиданно мне вспомнилась охота моя в Каркаралах на архаров с замечательным охотником Хали, по прозвищу Мергень, значит – с казахского – «меткий стрелок». Заплатив ему после трудной, но очень удачной охоты на архаров, как мне казалось, очень даже неплохо, я уехал. Но после узнал, что Мергень моим вознаграждением был оскорблен до последней степени и чуть ли не плакал от обиды. В своей бедной жизни Мергень явление мое считал величайшим событием, он думал, что я всесильный человек, возьму его с собой, возвеличу, как первого стрелка во всем мире. А какой он, правда, был чудесный стрелок, какой тонко чувствующий человек, как много раз потом мне было больно думать о его великом разочаровании! И так же ночью явилась мне разгадка распада Романова: это не Дерсу, а Мергень. Рано утром Мергень был у нас и почти со слезами просил
прощения за вчерашнее и выдавал с головой своих баб: это они, жадные бабы,
наговорили ему всего, и он не от себя, он от них говорил. Ему же лично ничего
не надо, только бы ему оставили путик, избушку и больше ничего не надо, а без
охоты в колхозе жить он не может. И он никак не против колхоза, и готов сам для
колхоза работать, сколько надо, только бы ко времени охоты оставили его на
своем путике... Мы постарались успокоить старика, обещались дать ему хорошее
вознаграждение и так устроить, чтоб его оставили на своем путике добывать дичь
для колхоза. – Тогда бы я сейчас же в колхоз поступил! – воскликнул
радостно Мергень,– и никаких бы денег с вас не взял, не нужно мне ничего,
оставьте только на своем путике: ведь так я и людям больше сделаю. Мы совсем помирились с Романовым и стали обсуждать подробно
план путешествия в Чащу. По всей Пинеге, в устьях ее бесчисленных молевых речек лес
держали в запонях до тех пор, пока не придут и не уйдут несколько пароходов,
доставляющих по весенней воде пинжакам продовольствие. Могли бы, конечно, и не
ожидать и пускать моль, как делают это на Двине, не жалея пароходов, но там
ведь много пароходов, и дело их не так понятно, как тут. Здесь, на Пинеге,
пароход «Быстров» назван в честь предводителя партизан в борьбе с белыми, и
партизан Быстров ведь известный человек, и пароходик почти что единственный, и
приходит один-два раза в год,– как же не хранить его! И вот как раз, когда мы ехали на своем карбасе из Согры в
Усть-Илешу, «Быстров» и еще какой-то грузовой пароход с баржами попадаются нам
навстречу. Река Пинега даже весной в верховьях не так велика, чтобы наверняка
можно было рассчитывать в извилине увернуть от упрямой огромной баржи. Завидев
издали пароходы, мы вышли на берег и прямо попали там на кладбище какой-то береговой
деревеньки. Невеселого вида было это кладбище! В нашей стране до революции
покойники везде и всюду были обижены, начиная от исторических людей, кончая
безвестными тружениками, схороненными на сельских кладбищах. И много на своем
веку видел я кладбищ, от вида которых сердце сжималось, но такого кладбища не
видел и не думал даже, что до этого может дойти живой человек в отношении к
своему умершему родственнику. Среди покосившихся или вовсе завалившихся
беспризорных христианских крестов стояли новые памятники, разного рода коряги,
лесные шишиги, колья, отесанные и неотесанные, и просто палочки. Валяется на
земле какая-то палка, берет ее человек в руку отмахнуться от злых собак, а тут
берет, чтобы поставить на могилу и можно было некоторое время отличать свою
могилку от чужой... Однако таких случайных палочек было сравнительно немного,
почти на всех кольях были какие-то рубыши топором, означавшие, как мы узнали от
Осипа, «знамя» умершего: такие рубыши охотники ставят в лесу на деревьях у
своих путиков, и у каждого охотника есть свое родовое «знамя». Вот когда он,
Осип, умрет, дети на его колу рубанут во весь топор, а по сторонам рубанут в
полтопора, и получится точно, как отпечаток птичьей лапы на песке: «Воронья
пята» – вековечное знамя охотников Романовых. Как, бывает, туман сносится даже самым легким дуновением
ветра, так и тут в человеках в один миг рассеялся туман христианской культуры;
невеселый вид, однако, имели и эти показавшиеся из тумана «языческие» лесные
коряги с охотничьими знаменами. Только одна могилка стояла без лесного
памятника, на ней лежала просто дощечка, заструганная для надписи карандашом.
Мы подняли дощечку и прочитали: Здесь лежит комсомолка Наташа, убитая в поле громовой стрелой. Товарищи! Наташа оставляет вам на память свою книжку ударницы ЗАПОНЬ В ожидании пароходов лес с верховьев рек все прибывал и
прибывал к запоням, подпыживался, щетинился, и так на несколько километров от
устьев вверх реки так набивались лесом, что не только люди ходили по нем, но
иногда, случалось, и медведи, только что вышедшие из берлог, перебирались по
бревнам с одной стороны на другую. Вот как раз в ночь перед нашим приездом в Усть-Илешу, по словам очевидцев, медведь будто бы перешел с той стороны Илеши на эту. Сойдя на берег в устье Илеши, мы направились в конторку,
чтобы повидаться с заведующим запонью, поговорить с ним о сплаве, а если можно,
и о глухариных токах, и о том самом медведе, который перешел в эту ночь запонь
и очень напугал ночного сторожа. Еще нужно было нам просить с лесосплава человека
очень сильного, чтобы он помог нам подняться на стружках вверх по самой быстрой
из всех здешних рек – Коде. Нам в конторке сказали, что Ягушкин, заведующий
запонью, парится в бане и ему о нас скажут. Вместо скучного ожидания Ягушкина в
душной, раскаленной железной конторке, набитой вплотную людьми, мы пошли
берегом Илеши, дивясь могучему напору круглого леса на запонь. В темных лесных
берегах с белеющими клочками снега, с высокими лиственницами в растрепанном
лесу заключалась широкая желтая река бревен и такая далекая впереди, что в
призматический бинокль не было видно конца, только было видно, что там, вдали
на берегах, работали люди, больше женщины, и сбрасывали баграми с берега
осохшие бревна. – Вам, конечно, лучше видно в бинокль,– сказал Осип,–
поглядите, не медведь ли это лезет там между бревнами. Мы направили бинокль, куда указывал охотник, и оказалось,
что это не медведь: это человек бежал по бревнам, сокращая извилину речки.
Мало-помалу определилось, что человек был без шапки, красен, как рак, и даже
заметно пар валил от него. – Ягушкин! – узнал Осип заведующего запонью,– ему, видно,
сказали, что начальство, он и вылетел прямо из бани: вот дешевый мужик,
глядите, как пар-то валит? Вскоре определилось сияющее добродушием, круглое, веселое
лицо бегущего средних лет человека, и я вспомнил самого себя в первые годы
литературных удач: тоже так бежал с рукописями к издателям царского времени,
не подозревая, как я этим наивно счастливым видом продешевляю себя. – Дешевый мужик! – повторял Осип. И голос у Ягушкина оказался тонким, тенористым. Он спешил
поделиться с нами потрясающей новостью о том самом медведе, который этой ночью
зачем-то перебрался на эту сторону Илеши. Как раз в то время, когда медведь
переходил запонь, здешний запонский пекарь шел на глухариный ток и, заметив
вдали стадо оленей, стал их скрадывать. Медведь тоже заметил этих оленей и тоже
стал скрадывать. И так они, друг друга не замечая, сошлись тесно, вплотную на
тропке. Медведь поднялся на задние ноги, пекарь от страху окаменел и не смеет
ружье поднять, а ружье вдруг как ахнет само. – Как же само-то? – спросили мы. – От страха,– ответил Ягушкин,– а медведь испугался и
убежал. – Доброе ружье,– заметил Осип,– не выстрели, остались бы вы
тут без пекаря. – Очень просто! – ответил Ягушкин. Невозможно было измерить всю глубину приязни этого
добродушного и все умеющего человека и все знающего в местной природе, от
медведя до маленького, желтенького съедобного гриба, растущего на белом оленьем
мху. – Губки (грибы) желтенькие, тоненькие, хорошенькие! –
восхищенно говорил он об этих грибах. Обрадованные хорошим человеком, мы, в свою очередь,
старались ему свое показать, дали стрельнуть пулей, и он отлично из винтовки в
точку попал. Но призматический бинокль ему долго не давался. Простым глазом
нельзя было видеть работы по откатке леса, и он удивился, что мы рассказывали:
ему до крайности надо было узнать, все ли работают и так ли делают, как им
веде-но. Он держал бинокль у глаз, Петя наводил, спрашивая постоянно: – Яснеет? И когда изображение стало яснеть и Ягушкин – закипать от
радости, удивления, Петя окончательно понял, как ему надо по глазам ставить, и,
когда поставил и картина работ на сплаве отчетливо явилась пред глазами
заведующего запонью, вдруг... Бросив бинокль, заведующий запонью успел крикнуть только
одно первое слово своей производственной ругани: «мать». Он бросил бинокль,
чтобы самому ринуться вперед и показать, ругаясь, как надо работать, но
изображение исчезло, и он в недоумении оглядывался на нас, как человек,
которого вдруг разбудили или вышибли очки из глаз, и он уже улыбается нам,
узнавая действительность, но в то же время и не в силах еще расстаться со
сновидением. Продолжение следует.........
| |
Просмотров: 1269 | | |
Всего комментариев: 0 | |