Главная » Статьи » ХУДОЖНИК МЕСЯЦА » Современные художники |
ХУДОЖНИК МЕСЯЦА - Александр Гришкевич
У
Максимилиана Волошина есть поэтические сравнения о том, что «художники – глаза
человечества», «художник, прежде всего музыкант». У каждого художника, как
известно, свой взгляд на мир, и в его душе звучит своя музыка. Вот и перед
Александром Гришкевичем вырисовываются контуры совершенно иной картины мира,
нежели та, которую привыкли мы видеть и звучит музыка, на которую откликается его душа. Эти свои ощущения
художник и воплощает в своих живописных композициях. Он преобразует реальное в
идеальное. Перед нашим взором встает образ Другого мира, который часто
разительно отличается от привычного. Эти образы продукт иного самосознания,
иных впечатлений и иного восприятия. И потому задача зрителя заключается в том,
чтобы понять эту его «инаковость». Для
того чтобы в какой-то мере приблизиться к постижению его мировосприятия, нужно
понять то, как он осознает пространство и время, мир реальный и мир вымышленный,
наконец, собственную личность. Самые различные аспекты художественной картины
мира в конечном итоге прямо или косвенно взаимосвязаны, В достижении подобного
синтеза коренится, на мой взгляд, сверхзадача, которую ставит перед собой
художник. Это — лейтмотив его
образно-художественного подхода. Этот подход далеко не всегда отчетливо
осознается и ясно формулируется им. Подчас он остается скорее недостижимым
горизонтом, к которому он стремится. Тем не менее, он всегда оставляет нам
ориентир пусть даже и не всегда ясный, но помогающий выйти на путь понимания. Александр Гришкевич осознает, что он уже не в состоянии возродить хотя бы в относительной целостности мир, канувший в Лету. Подобное «вживание» неизбежно чревато искажениями и модернизацией. Поэтому в его работах все достаточно конкретно и ясно выражено. Художник на основе реальных зрительных впечатлений, строит свой идеальный мир. Этот мир стерилен и чист, его формы, световые и цветовые отношения выверены. Там нет места случайности и хаосу. Все подчинено авторской логике и гармонии. В этом идеальном мире нет места человеку, он не участник происходящего, он только наблюдатель. Этот мир при всей его реальности, фантастичен по своей внутренней природе. В нем, по воле художника, предметы обретают геометрическую структуру, оставаясь в то же время природными образованиями. В его композициях, несмотря на то, что они написаны в реалистической манере, цвет существует как бы сам по себе. Он самоценен в своей основе и воспринимается как самостоятельная реальность, несмотря на то, что ограничен контуром конкретных предметов. Четкие границы цветовых пятен предметных форм картины с различными тональными оттенками, где цвет приобретает самостоятельное звучание. У цвета есть фактура и глубина, он таинственно мерцает, усиливая ирреальность изображаемого. Поверхность картины обладает выразительными качествами, она создание художника, и наряду с цветом, является содержанием картины. В каждом конкретном случае, цвет для А.Гришкевича не просто краска, это нечто живое обладающее образным и поэтическим языком, то, что способно выразить существо художника, претендующего на звание живописца. И с этими изобразительными компонентами картины он импровизирует, компонует цветовые пятна, придает им формы, которые диктует ему его видение, его фантазия. Цветовые формы А.Гришкевича незыблемы и постоянны, в них нет проявления внешней
динамики, но в них ощущается скрытое напряжение. В связи с этим очень значим
для него и рисунок – линия, контур не в меньшей степени выражают его чувства,
чем цвет. Композиции часто повторяются, но иное цветовое решение делает их
другими по образному и эмоциональному восприятию. Перед его картинами мы вольны
выдумывать свои образы, менять цветовое решение картины, преобразовывать
элементы композиции. Но это уже будет наша фантазия, возможно весьма далекая от
фантазии художника, но, тем не менее, навеянная его живописью.
Холст — это пространство, в котором художник живет, отображая себя, свой
мир, независимо от того, что он пишет. Живопись — это живое общение художника с
поверхностью холста, переносящее его в иной мир, в другое измерение. Для
А.Гришкевича основой живописного языка является двухмерная плоскость,
разбуженная цветом и впечатлениями многообразной, многоликой жизни. Он
рационален и строг, он не допускает стихийности и эмоциональной
непосредственности художественного высказывания. Картина для него — это выход
из трехмерного пространства в двухмерное. Чувство поверхности и чувство цвета —
вот таинственные начала, определяющие талант живописца. Художник на поверхности холста, на этом малом пространстве
переносит себя из макрокосма бытия в микрокосм картины. Игра оттенков, игра линий, плоскостей,
различных форм, объемов, фактуры — все
это присуще живописи А.Гришкевича. В этом заключена задача его искусства, но
главным все же остается стремление сделать нас лучше, чем мы есть. Доктор искусствоведения Валерий Жук Картины Александра Гришкевича Весна. ХМ, 55х60. 2006 Декабрь. ХМ, 60х60. 2007 Заводь. ХМ, 60х80. 2006 Дорога. Поле.Лес. Небо. ХМ, 90х120. 2008 Над озером. ХМ. 75х90. 2005 Снега. ХМ, 60х80. 2002 Конец зимы. ХМ. 60х90. 2012 Бабье лето. ХМ, 80х85. 2003 Апрель. ХМ, 75х90. 2009 Земля. ХМ, 60х90.2009 Серый пейзаж. ХМ, 80х85, 2004 Путь. ХМ, 80х85. 2004 Copyright PostKlau © 2015 | |
Просмотров: 2876 | | |
Всего комментариев: 0 | |