Главная » Статьи » ХУДОЖНИК МЕСЯЦА » Ольга Долгая |
Ольга Несмеянова, Александр Степанов Эти слова выдающегося, но, к сожалению, малоизвестного советского теоретика искусства сталинской эпохи А.К. Воронского вынесены в заголовок о ХУДОЖНИКЕ ФЕВРАЛЯ Ольге Долгой не случайно. Любой, кто узнает о существовании такой художницы поймет, что именно ее работы как нельзя лучше подходят для иллюстрации конкретными примерами теории А. Воронского о реализме. Александр Воронский (род. 1884 г. — 13 августа 1937 года, расстрелян) в своей концепции реализма (А. Воронский. «Искусство видеть мир (о новом реализме)» исходит из того, что «реализм как искусство видеть жизнь» (это выражение вполне может считаться его определением реализма) является врожденным качеством всякого человека, которым все без исключения обладают в детстве и которое довольно скоро исчезает у основной массы людей, тем не менее пожизненно оставаясь у художественно одаренных. То есть художник-реалист – это в первую очередь человек особо одаренный, отличающийся от простых смертных, это человек, выделенный врожденным талантом. При наличии крепкой академической школы, чем более одарен художник, тем ближе он к реализму. Почему именно к реализму? Потому что реализм в изобразительном искусстве предполагает наибольшую отстраненность, удаленность от всего личного и субъективного и налагает на художника миссию через свой иметь возможность и дар представлять общий, всем присущий взгляд, представлять узнаваемое всеми, всем известное, обыденное, не лично-уникальное, а одинаковое, общее для всех. Реализм – наиболее консервативное и скупое в смысле возможности выражения «своего я» для художника область искусства, не позволяющая скрыть недостаток мастерства за "недосказанностью” и приблизительностью, поскольку на этих вещах реализм кончается и начинается что-то другое, пусть великолепное и яркое, но другое. В этом смысле уровень мастерства художника-реалиста всегда как на ладони. Художественность таких творений заключается в отборе, фильтрации действительности, выборе художником тем, сюжетов и объектов реальности, как бы направлении на них прожектора своего взгляда, выхватывающего событие картины из обыденности, и, таким образом, заставляющего любоваться своей красотой мира. Таким образом, мы получаем возможность в подлинном искусстве в буквальном смысле взглянуть на мир глазами художника, но без искажений, проступающим «словно через очень чистое стекло», выражаясь словами Воронского.
Через похожесть, общность взгляда происходит единение художника со зрителем, невозможное для экспрессивных худ. форм, где всегда художник выражает, обособляет, подчеркивает свою индивидуальность, оригинальность, непохожесть ни на кого, таким образом создавая некий барьер отстраненности, отдельности от зрителя. Вот этот взгляд как бы через очень чистое стекло и есть картины Ольги Долгой. Она говорит – "я хочу, чтобы на картине всё было так, как видит человеческий глаз. Мы же, когда смотрим на какую-нибудь группу предметов, то не фиксируем взгляд на одной точке, а переводим его с предмета на предмет, на фон, на передний план и видим всё чётко”. Ольга говорит иногда, что ее картины — это взгляд на мир нормального человека с нормальным зрением. И это не такая уж простая и самоочевидная задача для художника, как может показаться, когда зрители уже устали, они измучены субъективностью самовыражения художника, множественностью взгляда, где каждый по своему как только не искажает и не уродует мир, «когда он вместо действительности дает нам свои впечатления о ней» (А . Воронский). Для тех, кто устал от этого и предназначено в первую очередь искусство Ольги Долгой. Стиль, в котором работает Ольга Долгая – академический реализм. То есть это реализм на базе солидной школы (Ольга – училась в РАЖВиЗ и ОГУ), подкрепленный высокой степенью профессиональной технической подготовки художника. Слава Богу, постепенно уходит в прошлое мода, нелепая (но модная) убежденность в том, что законченное качественно проработанное произведение искусства вторично, второсортно, т.е. не актуально (!)для современного искусства. Бессмысленная зацикленность, ориентация на так называемую «современность» это такой, уже окончательно устаревший в наше время жупел, пугало, пустышка, ничтожный аргумент, способ шельмования художников-реалистов. Качественный реализм не может не быть современным, так как из всех форм искусства он творится ближе всего к реальности и отражает именно современную обыденность в той форме, какая на данный момент существует. Стоит оценить убежденность художницы, не отрекающейся от своих принципов следования традиции в угоду модным веяниям, давлению, непризнанию реализма частью нашего общества. Благо в том, что постмодернизм, в котором мы живем, реабилитирует, принимает в себя и использует любую традицию, и в наше время мы имеем редкую возможность наблюдать на небосклоне искусства сразу все звезды – от академического реализма до радикального актуального искусства. При поверхностном взгляде можно было бы навесить на работы О. Долгой ярлык салонности, учитывая виртуозное мастерство исполнения и красоту ее холстов, но только если вы не знаете о ее скрупулезной, тщательной, дотошной работе с натурой. Такие работы не могут быть сделаны сразу и вдруг. Такая работа требует капитальной, фундаментальной подготовки и соответствующего отношения. Это не скороспелые эффектные поделки для быстрой продажи. Работ, выполненных таким образом, по определению, не может быть много. Такая работа не делается быстро. Нередко на это уходят месяцы труда. Публикации о рождении картины были в журнале Клаузура в декабре 2013 и январе 2014 гг., где художница сама увлекательно описывает процесс своей работы над картиной. Но мастерство – это только вершина айсберга творчества Ольги, многогранного и сложного для быстрого восприятия, поскольку взгляд наш, избалованный яркими эффектами и броскими манерами фаворитов живописи последних десятилетий, уже с трудом воспринимает живопись, построенную на тончайших нюансах цвета и тона, живопись, не выпячивающую структуру своей композиции и не подающую себя на тарелочке. Работы Долгой не идеологичны, это чистый дзен созерцания трансцендентности, сочащейся через обыденную реальность, где главное это любование гармонией цвета, симфонией бликов и оттенков, красотой обыкновенных вещей, гармонией их ненарочитого взаиморасположения, словно галька на берегу моря, омываемая пеной прибоя – вроде бы всё случайно, но всё на своём месте. Абсолютная законченность и целостность, рождающая ощущение красоты. Величавые, спокойные и уютные, идеально проработанные натюрморты с самоварами, возвышающимися как башни, символизирующие исконную русскость, семейственность, Россию и ее домашний уклад, и быстрые этюды, вполне претендующие на то, чтобы считаться самостоятельным произведением живописи, потому что в них нет ничего случайного, лишнего, гармоничные в своей незаконченности, легкости, наполненности живой жизнью. И ещё одна удивительная вещь, на которую хочется обратить внимание – это то, что её картины, несмотря на идейную близость к академизму, технически опираются на импрессионизм, проявляющийся в пастозном, открытом мазке. В полной мере это видно в её пейзажах, портретах и ранних натюрмортах, где мы можем наблюдать её технику как бы в более крупном масштабе, но с тем же вниманием к точности цвета и тона, фактуре и расположению мазков, что делает их, несмотря на некоторую «непричёсанность» и обобщённость, крайне убедительными с точки зрения реализма. Резюмируя, можно сказать, что живопись и в частности натюрморты Ольги Долгой это органический сплав всего прогрессивного, что было наработано в этом жанре в русле реализма за последние 200 лет. Её живопись, не теряя прочной связи с академической традицией в аспектах точного следования рисунку и тончайшей проработки цвета и тона, в то же время технически абсолютно свободна. Виртуозно положенные мазки, накладываясь, переплетаясь и просвечивая сквозь друг друга и создавая иллюзию абсолютной реальности, в то же время не забивают холст, порой оставляя открытым подмалёвок и даже имприматуру, позволяют живописи свободно "дышать”. Вот эта почти импрессионистическая широкая манера, только утончённая, рафинированная, обузданная точной формой и подчинённая правдивому взгляду истинного реалиста и есть тот неповторимый стиль Ольги Долгой, заставляющий изображение на картине оживать, оставляя в зрителе ощущение того, что он прикоснулся к чуду. Работы Ольги ДолгойСирень на столе . Х/М., 55х75, 2020 г.- Сугробы . К/М., 12х28, 2010 г.- Натюрморт с цветами. Х/М., 60х80, 2006 г.- Натюрморт «Гжель» (этюд), К/М, 2010 г.- Натюрморт Сумерки. Х/М, 75х65, 2007 г.- Обнаженная на фоне зеркала. Х/М, 80х56, 1998 г.-Москва. Яузская площадь. К/М, 19х33, 1999 г.- Молодая женщина в платке. Х/М. 60х40, 1998 г.- Севастопольская дорога. К/М, 20х40, 2011 г.- Натюрморт со старым трюмо. Х/М, 55х90, 2012 г.- Портрет Павла. К/М, 2005 г.- Этюд с вазой. К/М, 30х35, 2013 г.- Купеческий натюрморт. Х/М, 50х95, 2007 г.- Обнаженная. К/М, 18х30, 2003 г.- Натюрморт с вазой. Х/М, 45х50, 2013 г.- Натюрморт с вареньем. Х/М, 33х42, 1993 г.- Натюрморт с зеркалом. Х/М, 90х100, 2000 г.-
Девушка в кокошнике. Х/М, 80х60, 1996 г., (2-й курс РАЖВиЗ)- Март. К/М, 50х21, 2004 г.- Справка:Ольга Долгая родилась в 1974 г в городе Стародубе Брянской Области. 1994 г закончила художественное училище в Брянске С 1995 г по 1999 г училась в Академии Живописи Ваяния и Зодчества в Москве. 2001 г поступила в Орловский Государственный Университет. 2004 г закончила ОГУ в Орле , где приняла участие в выставке дипломных работ первых выпускников живописного отделения под руководством А.И. Курнакова. Работы находятся в зарубежных и россйиских частных коллекциях, в музее и фонде РАЖВиЗ в Москве и в фонде ОГУ в г.Орле. Работы опубликованы в журнале "Юный художник”, в каталогах РАЖВиЗ , в каталогах молодёжных выставок , в каталоге 2-го всероссийского конкурса имени П.М. Третьякова, и в книгах издательства "Белый город” "1000 русских художников”, на продукции государственного Издатцентра "Марка”. Работы Ольги Долгой продаются на аукционах Christie’s и Bonhams
| |
Просмотров: 4196 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |