Художник
А.Е. Соколенко. На память об учителе. (Часть 1)
СПРАВКА:
Соколенко
Алексей Егорович - родился 03.03.1938г. в селе Овощи Ставропольского края. Умер
10.09.2011г. в г.Ставрополе. Заслуженный Художник России. Награждён медалью
Советского фонда мира; Золотой медалью (за вклад в отечественную культуру)
Творческого Союза Художников России (Международная федерация художников).
Лауреат премии Губернатора Ставропольского края известным деятелям культуры и
искусства имени В.Г. Клёнова (2006). Поощрён стипендией Губернатора Ставропольского
края известным деятелям культуры и искусства Ставропольского края (2011).
Окончил Ростовское Художественное Училище имени М.Б.Грекова (1964). Участник
городских, краевых, зональных, всесоюзных, всероссийских и международных
выставок с 1964г. С 1980 по 1988г.г.-председатель правления Ставропольского
краевого отделения Союза Художников РСФСР. С 1981 по 1986г.г.-член правления
Союза Художников СССР. С 1987 по 1992г.г.-секретарь правления Союза Художников
РСФСР. С 1981 по 1986г.г.-член ревизионной комиссии СХ РСФСР. Делегат VI(1987)
и VII(1993) CЪездов Союза Художников РСФСР и Союза Художников России. Депутат
Краевого Совета трудящихся XIX и XX созывов. С 1964г. занимался педагогической
деятельностью; преподавал в Детской Художественной Школе (со дня основания,
1964-1968г.г.), Ставропольском краевом Художественном Училище (1994-2011г.г.).
С 1964г. жил и работал в Ставрополе.
"
Писать так , чтобы ощущался сок жизни"
Алексей
Егорович Соколенко
В 1994
году Алексей Егорович начал преподавательскую деятельность в Ставропольском
краевом Художественно Училище. Этими его первыми студентами были мы - группа
живописно-педагогического отделения, 15 человек.
Ему тогда было под шестьдесят, он был уже тогда заслуженным
художником России, довольно известным человеком на Ставрополье и
почитаемым даже за границей, его с выставкой приглашали в США, где американцы
сняли про него фильм " Alexei Sokolenko: Soviet
Artist". Его работы хранились в фондах краевого музея
изобразительного искусства, в художественных музеях мира, благодаря ему в
Ставрополе была открыта детская художественная школа.
Но мы , его первые студенты, мало что про него знали, ни званий ,
ни регалий, ни даже о том какой он был художник. Может и слышали что-то, но во
внимание не принимали, он нам казался простым человеком, да
он и был простой, без чванства и звездности, совсем не богемный.
И внешне простой крепкий мужик, для нас тогда -добрый дед, мы его так за
глаза и звали " наш дед", или ласково - "Егорыч" .
Не из-за возраста и не из-за бороды, у нас в училище все художники
-преподаватели с бородами были, но вот наш был именно такой - свой,
родной, " наш дед". Человек другого поколения, другой эпохи, он
был для нас как те самые "старые мастера", про которых он нам часто
рассказывал.
Вот он и взял нас под своё крыло и сразу
по-отечески стал к нам относиться, а мы были такие еще глупыши-подростки,
многим из нас только 16 лет исполнилось, и конечно же, мы были очень
несерьезными. Для нашей группы он делал очень много: добился, чтобы
у нас была лучшая аудитория, делал в ней сам ремонт, помогал делать
подрамники, планшеты, натягивать холсты, пилил багеты для рам, для оформления
дипломов - то есть всю работу, с которой мы еще тогда не сталкивались, могли
только помогать.
Наших мальчишек, а их в группе было всего трое, он называл
"орлы", а просмотр работ - " разбором полётов" .
В аудитории, у окна, у нас стояло большое крутящееся мягкое красное
кресло, которое он сам и принес откуда-то, все пять лет оно было центральным и
главным, потому что это было кресло учителя.
Когда шло обсуждение работ, мы выстраивали мольберты полукругом перед эти
креслом, рассаживались рядом с учителем и " разбор полётов"
начинался. Сначала, по порядку, каждую работу он разносил и критиковал в пух и
прах, и мы видели, что ошибок много, и что учитель прав, но потом он еще
раз проходил по работам и говорил о плюсах, и находил их почти в каждой работе,
иногда это звучало " всё неправильно, всё плохо , сыро, вяло..., но
в целом может быть, если, конечно, сделаешь то и то "
И мы делали, но не всегда и не всё, его это очень огорчало, обсуждения шли на
эмоциях, из-за его эмоционального характера и неравнодушия
он часто выходил из себя. Он , действительно, как-то болел и переживал за
нас и наши работы, часто даже больше, чем мы сами.
И когда дело
доходило до оценок, то мы после такого разгрома были уже уверены, что поставит
нам двойки и единицы, но он только грозился, а сам жалел нас.
Может и зря, конечно, но не ставил он нам совсем плохих отметок. Так и
получилось, что наша группа полным составом шла до самого диплома, никого не
исключили. В училище это была большая редкость, обычно группы сильно редели уже
ко второму курсу. А у нас "наш дед" переживал за каждого из
нас, он в каждом видел что-то особенное, то что можно развивать дальше, он
надеялся на нас.
Обычно Алексей Егорович был добродушен и даже ласков, он каждому уделял
внимание - и выслушает и приобнимет, с шутками-прибаутками
подбодрит. Но, когда был рассержен на нас за нашу
лень или болтовню, или опоздания, его громогласный голос сотрясал всю
аудиторию, оскорблений страшнее "бездельников, лоботрясов" или "
халтурщиков" мы не слышали от него, но мы уж точно жалели, что
довели "Егорыча" . После такого "грома" всегда наступала
тишина, только и слышно было, как карандаши по бумаге шуршат, работа
ускорялась, а Алексей Егорович уже спокойным голосом обсуждал чью-нибудь
работу. Когда он выходил из аудитории мы начинали шушукаться, а так как
мы, как раз, изучали педагогику, то приходили к выводу, что это было не
педагогично с его стороны так на нас кричать, а значит и педагог он был
нехороший. Не думаю, что мы были тогда правы, хотя , может быть он и не был
идеальным учителем, но он точно был очень хорошим и настоящим художником . Но и
этого мы тогда не понимали.
Еще на первом курсе он сплотил и сдружил нашу группу, ввел традицию
ежедневных совместных чаепитий в обеденный перерыв. У нас был большой
электросамовар, все "скидывались" мелочью и отправляли
"гонца", кого-нибудь из желающих, в магазин за хлебом и самой дешевой
кабачковой икрой. Иногда кто-нибудь приносил варенье, Алексей Егорович тоже
баловал нас угощениями, да и сам был любитель вкусно поесть и задушевно
поговорить.
Рассказывал нам много и о своем детстве, и учебе, о художниках, и просто о
жизни. Много рассказывал про своего учителя, часто, работая с нами
вставлял -" как говорил мой учитель- пиши толсто, чтобы получилось
тонко."
Отрывок из очерков Алексея Егоровича о
себе :" Как-то писал очередную постановку, долго и нудно, слоями - работа
становилась всё хуже и хуже. Надоело. И, воспользовавшись отсутствием Теряева,
я взял новый лист и быстро написал натюрморт, как чувствовал.
Пришёл Тимофей Фёдорович, стал проверять. Я рядом с длительной постановкой
выставил новый этюд.
Он сразу заметил: " А это кто сделал?"-Я робко сказал :"
Я". - " Молодец! Пять", - прохрипел он. Я как будто освободился
от тяжёлого груза, больше не соскальзывал на старый путь, работал откровенно,
ярко, как чувствовал..."
Алексей Егорович нередко выводил нас на природу в походы за город, в
поездки на несколько дней, на летний пленэр.
И всегда, и везде он не прекращал обращать наше внимание на то, как надо видеть
всё, что нас окружает. Даже когда мы просто стояли на остановке в
ожидании автобуса, он говорил " а посмотрите какой ритм в пятнах, а какая
пластичность линии в силуэтах ".
Писал этюды вместе с нами , показывая как живопись держится на верно
взятых отношениях - " всё в больших и верных отношениях! Сравнивайте
и сверяйте, пятно неба и пятно земли, главное верно взять в
тоне."
Его живопись очень отличалась от общепринятого реализма и даже соцреализма.
Декоративность, яркость чистых цветов, на первый взгляд - грубая покраска
больших пятен, на самом деле - тонкие и верно взятые отношения.
Когда
Алексей Егорович нашу группу в первый раз пригласил к себе в мастерскую,
мы еще мало разбирались в живописи, могли, конечно, отличить
картины, продающиеся на улице "у Дома книги " ( это в Ставрополе
место, где продают низкопробную "живопИсь" мастера -штамповщики и
другие кичевые салонщики) от классической или от академической живописи,
от живописи Сурикова, Серова, Брюллова и других великих, на которых надо
равняться , от тех же передвижников, от Ярошенко, например,в честь которого
названо наше училище, но работы Алексея Егоровича были так необычны, что
мы поняли, что вообще совсем ничего не понимаем в живописи. Картины
цепляли не меньше, чем удивляли, но чтобы понять их, нам надо было еще дорасти.
Тут же, в мастерской, мы увидели одну незавершенную картину на
мольберте, она была так мастерски и тщательно прописана, сюжет загадочный
-фарфоровые куклы на кресле, кругом вода, всё это так технически тонко
выписано, что мы и представить не могли, что так можно. Эта работа была полная
противоположность всем остальным работам Алексея Егоровича , нам казалось
тогда, что его работы грубы, по-детски просты и даже примитивны, а тут
вдруг такое изящество.
Оказалось, что это работа его сына Дениса, который пишет свои картины по ночам,
так как у них одна мастерская на двоих. Так интересно, что Денис внешне
очень похож на своего отца, но к живописи у них такой разный подход, как будто
назло друг другу, но на самом деле, просто сын перенял упёртость и силу
характера у своего отца, и просто пошёл другим путём. Несмотря на их такую
противоположность, два совершенно разных художника делили одну мастерскую, и не
только мирно уживались, но и с уважением относились к эстетическому миру друг
друга.
Вот она, та самая картина Дениса Соколенко.
Продолжение следует...
Copyright PostKlau © 2014
|