Главная » Статьи » Мнение » Вепхвадзе Джованни |
Д. Вепхвадзе. Государство или частник?
Д.Вепхвадзе" ГОСУДАРСТВО ИЛИ ЧАСТНИК ? "-Джованни, я хочу вас познакомить с одним интересным художником. Он уже в летах, -говорит мне Инна Д. , почтенная дама ,сама известная художница, с которой мне всегда интересно было говорить и от которой можно было услышать много интересного ,что касалось живописи и искусства вообще.-я сегодня иду к нему ,он мне обещал отдать мой портрет, который написал много лет тому назад. Пойдемте со мной ,вам будет интересно посмотреть его работы. Это Петя Б. Услышав имя художника, одного из лучших в Грузии, чьи работы я всегда хотел посмотреть, особенно исполненные в тридцатые годы, я не заставил дважды себя приглашать и тут же с готовностью согласился сопровождать Инну к нему. Мы пришли к художнику, который нас ждал и знал уже ,что вместе с Инной придет внук его старого знакомого и коллеги. После небольшой беседы с Инной он начал показывать, в основном мне свои работы. Я понимал и чувствовал, что показывая мне свои работы, Петя в душе аппелировал к моему деду, и не имея возможности с ним говорить, говорил со мной , как если бы говорил с ним, которого уже давно не было. Живя в маленькой квартире и имея очень много работ ,все стены у него были завешаны картинами. Кроме стен картины находились еще и в стеллажах. И он все это ,с помощью жены и сына начал показывать и комментировать. Затем он начал открывать большие сундуки и показывать свою графику. Он показывал и показывал, а конца его работам все не было. Никогда не мог предположить ,что художник, даже пожилой может сохранить у себя столько работ. Работы были разные, как по дате исполнения так и по качеству. У меня сложилось, помню, такое впечатление ,что Петя (как его все называли, несмотря на его возраст) ничего не продавал, хотя в то время , а это был 1983 год, продать работу не представляло сложности. Они легко продавались и покупались, у людей было достаточно денег (правда не всегда знали куда их применить, в те времена больше доставали чем покупали), но Петя предпочитал оставлять работы у себя ,несмотря на то что нуждался (это можно было заметить по состоянию его квартиры). Когда он и его близкие устали показывать работы ,а мы устали их смотреть, хотя должен сказать,что среди работ было очень много потрясающих картин, которые привлекали внимание благодаря своему колориту (Петя был признанным колористом), мы приступили к беседе. Петя комментируя собственное творчество, заметил с гордостью и не без кокетства, что несмотря на свой преклонный возраст, новые веянья в искусстве ему не чужды. Он намекал на свои абстракции, которые , признаться ,мне было скучно смотреть и я ждал ,когда они кончатся ,чтобы посмотреть что -нибудь стоящее из работ тридцатых годов, которые действительно, с моей точки зрения , представляли интерес и ценность. К сожалению их было значительно меньше. Я подумал, как художник не может объективно взглянуть на собственное творчество, и находясь в перманентном поиске, не только находит что то (для себя) новое, но и теряет то старое что имел. И еще вопрос, стоило ли то , что он нашел, ради него терять ,то что имел. Ну, спор об этом оставим искусствоведам, в конце концов, это их хлеб. Посмотрев, но не досмотрев работы, мы также коснулись вопроса "кому лучше продавать, государству или частнику, кто лучше сохранит наследие художника". Я говорил, что частник, а Петя считал ,что государство. Никому из нас не удалось переубедить своего оппонента, каждый остался на своем мнении. Мы любезно распрощались, Инна получила свой замечательный портрет, и я тогда не знал, что видел этого художника в первый и последний раз в своей жизни. П.Блеткин. Цветы. 1960 По прошествии многих лет, сама жизнь дала ответ на наш спор. Несколько лет тому назад в Тбилиси прошли подряд несколько выставок Пети Б. , они проходили в разных галереях. На выставках были представлены работы как из частных коллекций (после смерти Пети, его семья продала много его работ коллекционерам) так из из работ оставшихся в семье. На этих выставках не было ни одной работы ,которую у него в свое время приобрело государство. Несмотря на все старания сына найти те работы и выставить их, этого не удалось сделать. Ничего в запасниках министерства культуры (которое в свое время приобретало его картины) не оказалось. На выставке даже был представлен портрет Инны Д., который она вынуджена была продать из за своего экономического положения. Этот портрет приобрел один коллекционер и он был выставлен под названием " Портрет неизвестной" (это кто неизвестная , Инна?, которой ,к сожалению ,уже нет в живых). Если бы наш спор с Петей "государство или частник" проходил сегодня, я бы сказал.- Ни один и ни другой. Лучше всего работы хранятся в семье. В том смысле, что они всегда под рукой и их выставить не проблема. А где выставить ,чтобы все увидели, увидели все работы сразу, все творчество, которое художнику хотелось бы показать как можно большему числу зрителей и услышать их комментарии, конечно в интернете, другого мнения у меня нет. От редакции: Речь в рассказе о Петре Блеткине Пётр Михайлович Блеткин (груз. ბლიოტკინი პეტრე, ბლეტკინი პეტრე, англ. Peter Blеtkin); (20.6.1903 — 4.2.1988) — известный советский и грузинский художник-живописец, график. Заслуженный художник Грузинской ССР (1961). К сожалению, работы этого художника удалось найти всего на одном сайте в интернете
| |
Просмотров: 2313 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 0 | |