1
Влад
(30.04.2020 13:44)
Комментарий к работе Олега Ардимасова, опубликованной в вашем журнале
Эта работа относится к тиражному эстампу, печатные формы для которого исполняют сами авторы -художники. У Московского союза художников был свой Комбинат графических искусств в Москве, на ул. Вавилова,у Союза художников Московский области - в г. Химки. Это были производственно-творческие предприятия Художественного фонда, посредника между заказчиками (предприятиями, организациями) и художниками. Было два направления - одно ("заказное", это когда заказчик обращался со своей темой, например "Русские писатели 19 века" (многие помнят портреты на стенах школьных классов или сказки в детских садах) и комбинат на конкурсной основе предлагает её художникам. Художник предоставляет эскизы на художественный совет, и если уровень эскизов работ отвечает заказу, то дается добро и финансирование на изготовление печатных форм (литография, офорт, линогравюра, ксилография) и печати пробного тиража в комбинате. Самый удачный оттиск вторично представляется художественному совету для обсуждения. Неудачная работа может быть доработана за счет комбината или за средства художника. При положительном же результате выдается разрешение на печать тиража (подписывается договор), где автор совместно с печатником добиваются получения оттиска, который бы соответствовал утвержденному Худсоветом. Далее печатник самостоятельно печатает тираж (В Москве литография и линогравюра - 500 экз, офорт - от 100 до 300 эк.)Если работа цветная, то на приладку каждого цвета в печатный цех вызывается художник. Для 5-ти красочной линогравюры печатник делает 2500 прогонов на ручном печатном стана в течении 2-3-х недель.Печатник чистит оттиски и приглашает художника просмотреть и подписать тираж. Другое направление ("творческое") - когда художник, по собственной инициативе, приносит эскиз будущей работы или уже готовый оттиск собственного производства на Худсовет для тиража и Худсовет, исходя из предложенного тематического содержания и экономической перспективы тиража (Комбинат на хозрасчете), решает дать добро или отклонить с соответствующими аргументами. Представители областных Торгов приезжали в Комбинат, где были выставлены уже оформленные в стекло и багет образцы "творческих" тиражей и заключали договора на приобретение часть тиража по оптовым ценам по своим потребностям. Затем Комбинат этот заказ оформленный под стекла и в багеты и в контейнер, и например, Красноярский крайторг получал у себя свой заказ, то уже сам рассылал эстампы по своим городам и весям для продажи простым гражданам по доступным ценам. Это были все оригиналы, но каждый покупатель платил художнику, 1/500 часть гонорара, плюс, стекло, рамка, накладные расходы и прибыль торгу. В подарок или для собсвенного эстетического удовольствия. Вспомните фильмы 60-80 годов, где в интерьерах квартир или кухонь на стенах обязательно висели небольшие эстампы из Москвы или Химок. Так как комбинат имел собственные оборотные средства, то художнику после подписания тиража сразу выплачивался гонорар. Если заказчики торга просили какой-нибудь эстамп, который у них быстро разошелся в розницу, а тираж уже закончился, то Комбинат приглашал художника на печать второго тиража и выплачивал ему только за приладку и подписывание тиража 65% от предыдущей договорной суммы. Поэтому художники старались и творчески, и мастерски выполнить свои работы на максимально высоком уровне. Печатник также зависел от художника, который подписывал итоговый документ и отмечал качество печати, что влияло на коэффициент расчета заработной платы печатнику. Так что работа Олега Ардимасова является оригиналом и очень редкой печатной графикой, так как многие приобретавшие в свое время эти эстампы состарились, а их дети выбросили, под влиянием изменчивой моды, заменив на различные сувениры из Египта или Таиланда. Если на больших выставка было много официоза, в эстампе за работы голосовали покупатели своим рублем, то есть и при социализме рынок в торговле произведениями искусства никто не отменял. P.S. В комбинатах монотипия не печаталась, так как тираж должен был максимально ровно и одинаково напечатан. Почему знак стоит "лин", потому что печаталась в цехи высокой печати, где в основном преобладала линогравюра. Но у Ардимасова формы изготовлены на металле способом травления (обратите внимание на светлые линии в свободной рисовальной манере) , как обычно принято в технике "офорт", нс с этих пластин печати способом высокой печати. Тот кто заполнял этикетки не сильно разбирался в технологии, оттиски с цеха высокой печати, значит - "лин".
|